Мы родом из детства

фото 224У любого потока свои родники.
Если нет истока, нет и реки

Дорогие мамы и папы!
Как часто Вы смотрите в глаза своему ребенку?
Как часто общение с ним доставляет Вам радость?
Как часто Вы гордитесь им, а он Вами?
Как часто ребенок делится с Вами своим сокровенным?
А Вы, часто ли доверяете ему свои переживания?

Часто. Хотелось бы чаще. Иногда. Затрудняюсь ответить …

Я рада, если Ваши ответы на эти вопросы Вас удовлетворяют, а если–нет?
Удается ли Вам:
— не ругать, а понимать своего ребенка;
— не бороться, а получать радость от общения с ним;
— не наказывать, а помогать осознавать свои ошибки;
— находить в конфликтах решения, удовлетворяющие всех;
— понимать состояние ребенка и выражать ему свое понимание;
— слушать так, чтобы ребенку хотелось с Вами говорить;
— выражать свои чувства так, чтобы ребенку хотелось Вам открыться?
Мне бы хотелось говорить с Вами «глаза в глаза», но поскольку нет такой возможности, я попробую говорить «душа в душу». Этот язык понятен не всем, но я попробую…

Родители–это отец и мать–это два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, вера в жизнь, в человека, во все светлое и доброе. «Для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо его понять во всех отношениях»,– говорил К.Д.Ушинский.
Заботливые родители пытаются найти ответы на вопросы: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного, здорового физически и нравственно ребенка, чтобы он мог самостоятельно справляться со множеством преград, неминуемо встречающихся на жизненном пути; находить верных друзей и помощников; ценить дружбу; иметь представление о вере, верности, чести? И это ли важно в наше время? Как при этом избежать назиданий и нравоучений, как соединить воедино слово и дело? И еще много «как»?
Главная задача любого ребенка–явить себя миру, выстраивая вокруг себя различные системы взаимоотношений. При этом в своей микросоциальной иерархии он должен обязательно подниматься все выше и выше, а значит, должен соответствовать определенным ценностям. У каждого человека в жизни своя высота, и важно на нее взойти. Важно создать ситуацию успеха, и человек рано или поздно поднимется по своей лесенке вверх. В процессе воспитания надо сформировать у ребенка «точки опоры», опираясь на которые, он мог бы и выжить и жить по- человечески, т.е. по законам Истины,  Добра и Красоты.

Чтобы родители могли с успехом реализовать эти добрые замыслы, очень важно, чтобы дети слушали и слышали своих родителей. Между тем, современные родители очень часто жалуются на детское непослушание. Вот что пишет об истоках детского непослушания психолог и сказкотерапевт Наталья Рубцова:

«Нет среди нас родителей, которые не желали бы дать своим детям хорошее воспитание, вырастить счастливых, здоровых и успешных наследников. В стремлениях к этой цели некоторые из нас изучают труды известных педагогов, психологов, врачей; другие просматривают интернет-форумы в поисках практических советов более опытных родителей ( например, по вопросу «бить или не бить ребенка?»). Есть те, кто верит, что лучшее воспитание–это раннее обучение чтению, иностранному языку, математике, компьютерной грамоте … Есть и такие, кто уверен, что наилучший эффект в воспитании свободной творческой личности даст полное отсутствие ограничений в детстве.

Прежде, чем разобраться, где же здесь истина, предлагаю задуматься над вопросом: Кто сегодня воспитывает наших детей?
Мама с папой? Бабушка? Образовательное учреждение? Герои компьютерных игр?
Всегда ли воспитателем вашего ребенка является живой человек?
Кого из своих воспитателей ребенок лучше слышит?

Самые взрослые из родителей помнят выражение «его воспитала улица», которое употреблялось во времена Советского Союза по отношению к ребенку или подростку, взрослеющему практически без участия родителей. В наши дни улица стала слишком опасна, а заменили её … электронные устройства: телевизор, компьютер, интернет, мобильный телефон. Эти устройства совершенствуются, становятся все доступнее, привлекательнее, интереснее, поражают своими возможностями… Они так захватывают внимание, завораживают, что даже гиперактивный ребенок с дефицитом внимания надолго «прилипает» к экрану. Для самых маленьких есть говорящие игрушки. Они и песенку споют, и стишок прочитают, и в любви признаются.
Интернет предлагает мультфильмы для детей уже с одного года! Но самое, пожалуй, потрясающее изобретение–это компьютерная программа, позволяющая демонстрировать мультфильмы non-stop.

Уважаемые папы и мамы! Это и есть самая первая ошибка воспитания: передоверие воспитания ребенка электронному устройству, машине. Вместо живого слова мамы, доброй сказки, рассказанной родным голосом, мы предлагаем детям электронный продукт с сомнительным, а порой опасным содержанием. Так с первых лет жизни мы отучаем детей слышать живое слово от человека. И они перестают слышать родителей, вырастают непослушными. Создают свой собственный мир и в нем живут, подавая нам оттуда сигнал: вы нас теряете!
Почему детям интереснее слушать экранных персонажей? Хотя бы потому, что они не бывают уставшими или раздраженными, они необычные и смешные, у них всегда есть для ребенка время, только кнопочку нажми. Яркий цвет, разнообразные звуки, постоянно движущиеся и меняющиеся изображения, – все эти приёмы отлично срабатывают, чтобы удерживать непроизвольное внимание ребенка. Но вот какое качественное содержание у этого визуально-звукового ряда?..

Посмотрим на ситуацию глазами зрелых людей. Понаблюдайте за животными. Они никогда добровольно не передоверят воспитание детеныша представителю другого рода-племени. Но для человека, для молодой матери, передоверие воспитания ребенка электронному устройству воспринимается часто с большим облегчением. В это время можно приготовить обед, постирать, поговорить по телефону, самой посидеть за компьютером, отдохнуть в конце концов!
Получается, что для матери приготовление еды, стирка или общение в социальной сети может быть важнее, чем акт воспитания. Причина этого кроется в особенностях восприятия своего ребенка. Восприятия его как бремени, как необходимой добровольно взятой на себя нагрузки. И начинается это ошибочное восприятие с периода беременности. А любое обременение, любой груз осознанно или неосознанно мы стремимся сбросить, поскольку бремя – это нечто тяжелое. Поэтому мы порой охотно передоверяем воспитание ребенка другим. Как в «Сказке о глупом Мышонке», помните?

Вспомним, что только к 3-4 годам маленький ребенок начинает психологически отделять себя от мамы, формировать свою картину мира и выделять из неё собственное «Я». К этому возрасту закладывается первый фундамент крепости. И лучше всего, чтобы в этот период жизни ребенок воспитывался родной мамой или другим близким по крови человеком. Передоверить воспитание ребенка до 3-х летнего возраста чужим людям, а тем более машинам, значит совершить серьезную воспитательную ошибку, за которую позже придет счет.

Дорогие родители!
Очень важно, чтобы ребенка воспитывал живой человек, а не электронные достижения современной цивилизации. Давайте будем сами воспитывать своих детей! Это не означает, не отходить от них все 24 часа в сутки. Но это означает, что мы не будем передоверять воспитание детей существам другого, нечеловеческого роду-племени. Мы будем осознанно подходить к тому, что наши дети слышат, видят и что впитывает их разум, сердце и душа.
И, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился слушать вас, воспринимайте его не как бремя, а как подарок, как Божий Дар».
И, выбирая себе помощников, пожалуйста,  помните: ребёнку никто не заменит маму и папу!

Чтобы исследовать собственную систему воспитания и проанализировать «риск ошибок воспитания», полезно ответить на 8 ключевых вопросов:
Что самое главное в жизни?
Как надо воспитывать ребенка?
Что  ребенок должен видеть в семье ОБЯЗАТЕЛЬНО ?
Чего ребенок НИКОГДА не должен видеть в своей семье?
Какие самые важные слова вы хотели бы сказать своему ребенку, отпуская его «во взрослую жизнь»?
О чем бы вы хотели предупредить своего ребенка на пороге взрослой жизни?
Что бы вы хотели пожелать своему ребенку от сердца к сердцу?
При каких условиях и достижениях своего взрослого ребенка вы будете считать его успешным, говорить сами себе, что его жизнь удалась?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>