Сказкотерапия


Сказка, меняющая жизнь.
2118946

Если Сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому, что Сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нет …
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пройдет?
Где покажется?
Может, дом в лесу найдет?
Тихо спать уляжется?
Может, ляжет у костра,
Заведет беседу …
И опять ей в путь пора
По людскому следу.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда?
Только там, где Сказке быть,
И случится Чудо.
Постучится к ночи –
Станет ночь короче,
Станет трус храбрее,
Станет злой добрее,
А кто скуп – щедрее,
А кто глуп – умнее …
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз, для всех для нас
Золотое слово.

О МЕТОДЕ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ

Сказкотерапия – это то, что дает человеку возможность
становиться лучше по отношению к себе вчерашнему…

Пожалуй, каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать ребенку надо. Но каждый ли знает, почему надо? Именно от того, что не все знают ответ на этот вопрос некоторым родителям не хватает времени на сказки, а другие сетуют – сейчас время такое, что не до сказок, нужно научить ребенка выживать в этом жестоком мире. Многие думают, что сказки создают вокруг ребенка некую «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Это не так.
Родиной Комплексной Сказкотерапии является Санкт-Петербург. Автор метода Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Это одно из немногих направлений практической психологии, оформившихся на российской земле, которое, используя ресурсы сказки позволяет людям развить самосознание, стать самим собой и построить особые доверительные отношения с близкими людьми и окружающими. Метод успешно применяется на территории России, Европы, Азии и Америки, не имеет возрастных ограничений и используется для оказания разнообразной, многопрофильной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи различным целевым аудиториям.

Сказкотерапия – это, прежде всего, Язык, на котором очень ненавязчиво и гармонично можно вести беседы с внутренним «Я» человека.
Сказкотерапия – это и Воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Использование сказки, метафоры, притчи как техники или «упаковки», как основного инструментария психолого-педагогической работы, помогает «смягчить» воздействие. Давайте вдумаемся: «Воспитание – в ось питание», питание оси, жизненного стержня человека, развитие его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей.

Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание». Еще на заре человеческого общества люди поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и пище духовной. Его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Система обучения подрастающего поколения у нас называется не «обучающей», а «образовательной». «Образование» — создание образов, формирование накопительной системы знаний об окружающем мире на основе процесса «переведения» внешних впечатлений во внутренние образы. От того, насколько полной и разнообразной станет эта система, зависит образованность человека.
Образный язык метафоры, сказки, притчи помогает легко воспринять и усвоить основные общечеловеческие ценности, напитать душу добром, ведь внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим научным языком.

Читая детям сказки, мудрые родители и педагоги создают в бессознательном запас жизненной прочности, символический «банк жизненных ситуаций» и выхода из них. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказки – это процесс поиска жизненных уроков. Анализ сказок поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей Созидателя.
В образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека: область отношений между людьми; инструменты преодоления трудностей и разрешения
конфликтов.; сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним; рекомендации по противостоянию стрессу; типологии людей и способы влияния на них; духовное развитие человека; мужскую и женскую психологию. История развития человека и человечества зашифрована в сказке. Для того, чтобы развиваться, необходимо узнать:
• О своем происхождении (кто я, откуда я, какого рода – племени?).
• О тех, кто окружает меня (кто они – свои и чужие, по каким критериям их можно различать; каким образом познавать своих и как изучать других; в каких случаях вступать в бой, а когда следует договариваться; чему можно научиться у другого и как мне это пригодится сейчас и в будущем?).
• О своем пути (каков мой путь и как его отыскать среди множества других; как ставить цель и непременно ее достигать?).
• О помощниках и покровителях (как их обрести и не потерять?).
• О своих гендерных особенностях, возможностях и способностях (что в этом мире мне подвластно, а что я не в силах изменить; возможно ли стать созидателем и дарителем?).
• О вере и неверии (какова моя вера в собственные силы, в силы природы, в человеческие взаимоотношения, в Бога?).
• О миссии (зачем я пришел в этот мир; каким образом смогу сделать его чище, светлее, добрее?).

Сказке не важен возраст. Сказка несет в себе определенную информацию. На каждом конкретном этапе своего развития ребенок, подросток, взрослый усваивает, анализирует разные ее пласты. Привлекательность сказок для психокоррекции и развития заключается в следующем:
• Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, вытекают одна из другой, ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
• Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений, в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
• Главный герой — это собирательный образ и ребенку легче сравнить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
• Ореол тайны и волшебства — интригующий сюжет, неожиданное превращение героев- все это позволяет ребенку активно воспринимать и усваивать мир.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Сказка всегда служила средством встречи ее слушателя с самим собой. Метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только волшебным зеркалом реального мира, но в первую очередь его собственного скрытого, еще неосознанного внутреннего мира. Усвоение модели поведения, новых знаний о себе и мире, происходит незаметно, исподволь. В сказках, как  матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

Сказка – лучшее лекарство для души. Это чудо, вдохновение, выбор, ресурс, творчество, способ решения задачи: «куда пойти, куда податься?» Это желание, уникальность, неповторимость. Сказочное путешествие – это переживание, урок, опыт, возможность узнать новую информацию, пополнить «банк жизненных ситуаций» и выхода из них, неисчерпаемый ресурс для воспитательной работы.
Взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом. Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказки можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать, разыгрывать в песочнице. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессом создания кукол и их оживления, сочинения собственных историй с рисованием или имидж-терапией.

В сказочной стране возможно все! На Сказочной Дороге ребенок встречается с Феей Мечты, Волшебниками и Колдунами, Мастерами и Разбойниками . А у Камня Распутья он выберет Свой Путь. Испытания и Приключения формируют характер, умение преодолевать трудности. Поэтому главный ресурс, который забирает человек из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.
Осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого. Чем больше моделей поведения «освоит», проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее будут его взаимодействия с окружающими в последствии.

Схема развития сюжета волшебной сказки:
1. Рождение героя, жизнь в отчем доме.
На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем , в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы взаимоотношения между ними
2. Расставание с родным домом.
В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Расставание с отчим домом может быть добровольным и вынужденным.
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с будущими помощниками.
Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой он покинул родительский дом. С этим периодом связаны важнейшие психологические задачи: принятие себя, принятие своего пути, принятие ответственности  за свой выбор и действия, принятие закона гармоничных взаимоотношений.
4. Борьба и победа.
Это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом.
5. Возвращение домой. Трудности в пути.
Побеждено явное зло, но предстоит одолеть зло замаскированное.
6. Прибытие домой.
Однако дома многое изменилось.
7. Свадьба. Коронование.
Только теперь герой может праздновать победу!

Педагоги используют все чаще понятие «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям  духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Как работает «нравственный иммунитет»? Он «фильтрует» информацию и, если информация признается позитивной  для развития личности, то она включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира. Другая информация определяется как разрушительная для личности и поступает в копилку иммунной памяти. » Нравственный иммунитет» является приобретенным. Его формирование происходит с рождения и продолжается в течение всей жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является система ценностей личности. В детском и подростковом возрасте «нравственный иммунитет» подпитывается созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках, легендах, притчах. В дальнейшем поддерживание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно- смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.

В сказке все как в жизни! Ключевая идея – передать детям и подросткам необходимые жизненные знания. При этом формируются коммуникативные навыки , созидательная система ценностей, позитивный символический образ будущего, целеполагание, опосредованно развиваются творческие возможности и способности.

Не зря же дети любят Сказку,
Ведь Сказка тем и хороша,
Что в ней,предчувствуя развязку,
Уже волнуется душа.
И на любые ипытанья
Готовы храбрые сердца
Во имя светлых идеалов
И справедливого конца!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>