Дайте до детства счастливый билет

P1550445ДАЙТЕ ДО ДЕТСТВА СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ,
или Родительский  дом – начало  дорог

Научить человека быть счастливым нельзя,
Но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С.Макаренко
«Способность проживать счастье есть сущностная характеристика человека. Она показывает, каким человек должен быть среди всего, что существует на свете: на протяжении жизни он должен состояться, самораскрыться и реализовать все заложенные в нем возможности». (Н.Е Щуркова)
Лучший способ развить букет достойных качеств – содействовать развитию способности человека быть счастливым. Детям необходима палитра разных жизненных позиций, избираемых человеком на земле, прежде чем сами они произведут выбор образа собственной жизни.
С родителями говорят о воспитании детей, предполагая, что они к этому готовы с появлением ребенка, но часто это не так. Огромное значение в воспитании имеет образ жизни родителей до и после рождения ребенка. Если родители ничего не делают для собственного воспитания, то и воспитывать своих детей они будут коряво.

К семилетнему возрасту ребенок является личностью,  многое познавшей, со своей картиной мира, со своими горестями и радостями, страхами и стереотипами поведения в мире взрослых, со своим жизненным опытом, проявленным им в поведении, чувствах, желаниях.
Ребенок нуждается во внимании с позиции диалога с ним как с личностью и в обществе, и в семье. Мы часто не понимаем, что ребенок не готовится к жизни – он уже живет. И он нуждается в том, чтобы с ним говорили о его проблемах, которые для него не менее актуальны, чем для взрослого человека свои. И так важно не перепутать человеческое чувство к ребенку как осознанной привязанности и заботы о нем со слепой стихией любви собственника, когда взрослый (родитель) кроит по своей мерке ребенка просто потому, что тот в его власти. Для того, чтобы ваши дети не становились вам «чужими», чтобы не избегали вас, необходимо помнить о чувстве меры во всем и учитывать законы развития ребенка.

Основной вид деятельности дошкольника, то есть  ребенка до 6-7 лет – это игра. Причем, чем меньше ребенок, тем большую долю должна составлять свободная, так называемая недирективная игра без правил, навязанных внешним миром. Это способствует развитию творческого начала ребенка, формированию свободного доступа к собственным потребностям (имеется ввиду не капризам, а насущной необходимости). Именно в такой игре ребенок постепенно узнает то, к чему он уже готов. Например, что, если в песок добавить воду, из него можно строить крепость. Или – что бумажный кораблик плывет по воде и не тонет, пока не размокнет. Или – что котенок тебя поцарапает, когда его дернешь за хвост, потому что ему больно. А также множество полезных вещей, без которых в мире просто не выживешь. Чем старше становится ребенок, тем больше появляется игр с правилами. Причем и их не нужно навязывать детям. У них самих есть внутренняя потребность в самоорганизации и в отношениях с другими людьми, в которых без определенных правил не обойдешься.  Дети сами очень строго следят за тем, чтобы никто из играющих не нарушал эти оговоренные правила. Потребность детей в играх с правилами и является достоверным сигналом к тому, что можно вводить регламентированные занятия по развитию, причем основаны они должны быть на непроизвольном интересе детей к ним, чтобы не отбить аппетит к процессу познания нового.

К 6-7 годам ребенка закладывается основа произвольности поведения, т.е. его саморегуляции. Это совершенно не противоречит тому, что обучение должно представлять интересные и желанные занятия для ребенка. Ведь в каждом интересном занятии наступает пресыщение или усталость, неудача при усложнении задания, тогда мотивация ребенка снижается.  Если мы хотим, чтобы ребенок стал целеустремленным и трудолюбивым, нам важно побудить ребенка позаниматься еще немножко, ни в коем случае не доводя состояние до отвращения к занятию. У ребенка останется приятное ощущение преодоления, чувства победы и роста. Важно, чтобы родители и педагоги испытывали аналогичные чувства удовлетворения, а не «гнали» ребенка, как лошадь на скачках, навстречу своим лаврам воспитателя. Очень опасно гордиться своим ребенком, тем более хвастаться. «А мой-то ходит в секцию… Учится хорошо… Никаких замечаний в школе…». Если не отследите в себе червоточину тщеславия, то выражаясь народным языком, «сглазите собственного ребенка», подставите его неблагоприятным для него обстоятельствам, к которым он еще не готов.
У каждого ребенка индивидуальный маршрут развития, свой темп и направленность. Его надо знать уже при выборе дошкольного учреждения.

Если ребенок нуждается в щадящем образовательном маршруте и большом объеме свободной игры, а его отдают в «развивающий садик» с плотным рабочим графиком, то он не сможет взять предложенные ему блага, мало того, у него в ситуации контраста с успехами других людей разовьется комплекс неудачника. И наоборот, если активно и быстро развивающийся ребенок попадет в бедную информацией среду, ему быстро станет скучно, его интеллектуальная незанятость обернется проблемами поведения, он также рискует стать неудобным членом детского коллектива. Детский психолог поможет Вам определить модель развития ребенка и оптимальный маршрут его воспитания и обучения в садике и школе.
Услышать голос разума родителям мешает страх–страх не успеть, не соответствовать принятым представлениям, отстать от кого-то, прослыть неудачником. Именно под влиянием такого страха и воспитываются неудачники, которые тоже будут бояться остановиться, осмотреться, пересмотреть свои взгляды на жизнь, обновить с ней отношения, почувствовать себя хорошо реализованными и при этом востребованными людьми.

Однажды задайте себе вопрос:что же должно иметь на Земле самую большую ценность? В голову придет множество ответов. «Зорко одно лишь сердце,самого главного глазами не увидишь»,–говорил нам Антуан де Сент- Экзюпери. И потому самый верный ответ от сердца:«На Земле самую большую ценность имеет жизнь каждого человека,его история, его мысли и чувства, путь освобождения из плена заблуждений и очищения Сердца». Невозможно прожить свою жизнь «идеально и правильно»от начала до земного конца. Не стоит даже стремиться к этому. А вот открытие собственной индивидуальности и индивидуальности ближнего–это дело стоящее. Ведь этот опыт каждый сможет забрать с собою в Вечность».

И тут имеет смысл обратиться к сказкам. Сказка дает сердечную поддержку, утешает, вдохновляет, вразумляет и поет оду светлой природе каждого из нас. В сказке открывается некая грань человеческой индивидуальности, а также жизненный закон, благодаря которому происходит Чудо Раскрытия Человека, его встреча с самим собой.
Сказка поможет:
• Дать знания, помочь составить представления об окружающем мире, о законах жизни и развития на основе человеческого опыта и мудрости, накопленных веками.
• Развить воображение, напитать его достойными, красивыми образами, сформировать красивое внутреннее пространство.
• Напитать внутренний стержень (ось) человека через символическое проживание, бессознательное усвоение, эмоционально-чувственное осмысление духовных ценностей.
• Развить культуру чувств (эмоциональный интеллект): уметь осознавать свои эмоции и последствия их проявления; управлять своими чувствами; анализировать и прогнозировать развитие событий и отношений.
• Помочь найти ответ на интересующий вопрос, выход из трудной жизненной ситуации с опорой на жизненные законы, знания о которых накоплены веками.
• Помочь увидеть жизненный урок и достойно его пройти, обойдя «ловушки», преодолев трудности, перейти на новый, другой эволюционный уровень.
На заметку:
• Сказка ложь, да в ней намек…
• Настоящая цель дается не простым усилием.
• Человек имеет право быть счастливым!
• Если по отношению к ребенку увеличивается количество родительских запретов, значит у его родителей стало лениться Сердце.

Мы о многом с Вами говорили. Позвольте,  в заключение подарить Вам сказку.
В мире хранится множество разных историй, все не перескажешь. Вот одна из них.

Это история про добрую и дружную семью. Семья была большая: мама, папа, два брата и две сестры. Домик, где она жила, стоял в заповедном месте. Рядом с домом был чудесный сад, а также жили животные – пёс, кот и лошадь. Жили в этой семье дружно, знали много песен, и каждый день встречали с радостью.
У каждого члена этой семьи были очень зоркие глаза, они видели то, что не видели другие. Они видели, что связаны друг с другом тонкими Золотыми Нитями. Когда дети были маленькими, они даже пробовали эти нити на прочность: порвутся или не порвутся? И каково же было их удивление от того, что нити не рвались, но растягивались! А когда между членами семьи происходил конфликт, эти Нити почему-то перепутывались, и тогда все теряли свободу… Это понятно, ведь запутанные Нити теряют эластичность. Поэтому и взрослые, и дети старались скорее прогонять тень сомнения и недопонимания, чтобы по Золотым Нитям легче бежало тепло заботы и любви. Они называли их «кружево нашей семьи». В эти узоры вплетали свои лучи Солнце, Звезды и Радуга, и узор становился еще красивее. Особенно, если в него вплеталось множество оттенков луговых трав и неба.
Все люди, которые проходили мимо, были потрясены и спрашивали:
— Как вам удается так жить?
— Мы просто поддерживаем свои Золотые Ниточки.
— О чем вы? Какие ниточки?
Они ведь не видели их. У тех людей тоже не было сразу видно этих Ниточек. Но оказалось, что они просто покрыты пылью…
— Сотрите пыль со своих Золотых Нитей, — советовали людям наши герои. Но люди их не понимали. Не у всех же такие зоркие глаза.
— Тогда просто посидите в нашем саду и вспомните о родных. И вы почувствуете, что они очень-очень дороги вам. Умойтесь, искупайтесь, здесь такая чудесная вода!
Пожив  у наших героев, гости через некоторое время стали замечать, что от них самих тянутся Нити… Далеко-далеко, туда, где остались их близкие. Эти Нити были тонкие и блестящие. Люди с благодарностью покидали дом хозяев и спешили к своим близким. И там вместе с ними создавали свои прекрасные узоры из Золотых Нитей, где так любят играть солнечные зайчики!..
Так и у каждого из нас есть тонкие Золотые Нити. Да, иногда они покрываются пылью. Но пыль можно стереть, узелочки распутать и создать прекрасный Золотой Узор, в котором Любовь будет озарена  лучами солнца, светом звезд, оттенками радуги, неба и цветов…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>