Проект «Альбатрос» глазами его участников

Альбатрос — это вовсе не птица .
Это сердце ребячье, взлетевшее ввысь.

Петрова Ольга Дмитриевна, директор ООО «Эксклюзив-центр» CIEL parfum», член родительского комитета, участник проекта.

Ребенка надо любить не ради себя, а ради него. Центр «Анастасия» в своей деятельности помогает раскрыться ребенку, ведь дети многое могут лишь создай условия, помоги. Педагоги Центра это делать умеют, и потому наши отношения сложились как партнерские.

В интересах общества сделать ребенка во всех смыслах состоятельным членом этого общества. Даже, если эта личность не очень развита, у нее есть свой ресурс. Важно, чтобы воспитанием занимались люди неформально заинтересованные, мыслящие, чувствующие, готовые заниматься детскими проблемами, заинтересованные в судьбе «Пети Иванова». Детство моих сыновей Дмитрия, Павла и Гриши связано с Центром «Анастасия».

Моя давняя мечта побывать на сплаве сбылась благодаря проекту «Альботрос». Мое представление было, что река несет катамаран, а ты отдыхаешь. Не тут-то было, оказывается надо грести и не в разнобой с остальными гребцами. Освоив эту науку, весло из рук я уже не выпускала. У Гриши это получалось лучше, он был на тренировочных выходах.

Когда же в Сикияз-Тамакском пещерном комплексе мы карабкались вверх по горе на четвереньках, и потом надо было ползти в пещерный лаз, я решила, что дождусь всех здесь, присоединюсь к ним на обратном пути. Но меня заверили, что этой дорогой возвращаться группа не будет. Пришлось ползти вместе со всеми. И это стоило того! Спасибо всем, кто был рядом!

Команда «Непоседы»

Я наброшу рюкзачок на плечо
И на «катах» по волнам, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
Край родной дорог нам…
Голубая лента — речка Ай,
Слышно там и тут «греби-табань»!
Наши каты друг за другом чередой,
Мы наполним наши емкости водой.
Скоро пристань и костер и наш обед,
А грести уж силы вовсе нет.
Скептик вряд ли поймет меня,
Оставаясь на берегу.
Он хорошей погоды ждет,
В шарф укутавшись на ветру.
Ветер странствий меня зовет
В мир неведомых мне земель,
И душа соловьем поет,
Лишь бы только не сесть на мель.
Я вернусь в этот скучный мир,
Чтоб увидеть глаза друзей,
А друзья мне закатят пир
В честь увиденных мной морей.
Я друзьям своим расскажу,
Все, что хочется им узнать,
И с собою в путь позову,
А на утро уйду опять.

Мнушко Олег Леонидович, генеральный директор кондитерской фабрики пирожных «Звезды севера», участник проекта.

Человек — мера всех вещей!
(Протогор)

Говорят, чтобы победить народ, нет необходимости покорять его. достаточно иметь возможность воспитывать его детей. Потому убежден, что воспитанием должны заниматься не случайные люди.

С Центром «Анастасия» я побывал на сплаве и в лагере «Три медведя» Меня удивляло откуда  ребята знают, что и когда надо делать — такой большой муравейник, все куда-то спешат, чем-то заняты, постоянно что-то происходит…И я понимал, что есть те, кто умеет лучше, чем я, если захочу — научат.

Интересный набор программ на каждый день и максимальное сближение с природой. У многих людей сегодня утрачена способность удивляться, сопереживать, мечтать. «Анастасиевцы» мечтать умеют и знают, что «невозможное — это то, что вы плохо захотели», и у каждого в жизни сказка своя.

Кабанова Татьяна Николаевна, доцент кафедры русского языка МПРЯ ЧГПУ, мама Глеба Кабанова, участника проекта

doc00065020141103135249_019В 2007 году мой сын Кабанов Глеб побывал в детском лагере в туристическом комплексе «Три медведя» (Национальный парк Зюраткуль), организованном Центром «Анастасия». Результаты превзошли все мои ожидания. Надо заметить, что ребенок по разным обстоятельствам каждый год меняет школы, весной психотерапевт поставил диагноз «расстройство социального поведения». У нас был опыт участия во внешкольных оздоровительных мероприятиях: в спортивном лагере, в конной школе «Гармония». Глеб с середины смены спортивного лагеря сбежал домой, в конной школе тоже дело кончилось конфликтом.

Конечно, я со страхом отпустила ребенка, доверившись Центру «Анастасия». Глеб вернулся со всеми (не раньше!) здоровый, счастливый полный впечатлениями и желанием поехать «с ними» еще. Ему там понравилось все! От покорения малого Иремеля, «Веревочного курса» «Тропы доверия» до сувениров, которые они делали сами (с каким восторгом он дарил мне тряпичных кукол, сувениры-сердечки, сделанные своими руками!). Меня потрясла его готовность после поездки делать все самому особенно помогать на кухне: чистить картошку, мазать бутерброды («Миша научил!»), мыть посуду, шить мягкие игрушки, рисовать (!!! — он никогда не любил рисовать). Глеб занимается в школе туризма, постоянно рассказывает «как у нас там здорово!» и собирается «с ними» хоть куда. Со сплава Глеб вернулся возмужавшим и повзрослевшим. Спасибо всем!

Жукова Ирина, координатор проекта

P1550303У нас в гостях Михаил Насыров, чемпион по боксу. Обычный парень. Немногословен. Живые глаза. Походка легка. И вера в детей столь велика…

Круглый стол был посвящен занятости детей и подростков в летний период. Михаил сел у окна и был ничем не приметен. Нас познакомили в перерыве. И тогда мы увидели его совершенно другим. Он очень живо говорит о своих ребятах из седьмого Детского дома. Через неделю мы уезжаем в наш лагерь на Аркаим. Благодаря пятиминутному разговору с Михаилом, мальчишки и девчонки из Детского дома № 7 отправились с нами и на Аркаим, и на сплав по реке Ай.

И уже в августе Михаил едет к нам в лагерь «Три медведя» (Национальный парк Зюраткуль, с. Тюлюк) с гостинцами, друзьями и с мастер-классом, тренировками, походом на гору Иремель.

Затаив дыхание ребята смотрели фильм с участием Михаила Насырова и Ромки, с которым они были на Аркаиме, примеряли чемпионский пояс, фотографировались. Мальчишки задавали свои важные вопросы и в настоящих боксерских перчатках работали в спарринге с самим чемпионом.

Несмотря на мелкий дождик, участники похода от затеи не отказались. Подъем раньше обычного. Особую зарядку проводит Михаил. К походу на гору Иремель готовы. И был волшебный чай на горе, и баня после похода, и яркие впечатления.

И мы, взрослые, понимаем, как важно видеть такие примеры в жизни наших мальчишек и девчонок.

Шлапакова Виктория Викторовна, педагог, родитель, участник проекта

Благодаря проекту «Альбатрос» мне удалось побывать в лагере на Аркаиме, моим детям Полине и Никите — на Аркаиме и в «Трех медведях».

Еще перед посадкой в автобус я обратила внимание на стайку ребят, державшихся как-то в сторонке. Поняла, что на педсовете речь шла о них — детдомовские. Уже в автобусе один из них с широко раскрытыми темными глазами и огромными ресницами изумленно смотрел на мою Полинку.  Мальчишку звали Ромка. Он и в лагере тенью ходил за Полинкой: то палатку поможет натянуть, то тропинку освещает, то вместе чистят картошку или в одной команде «строят мост».

Я видела, как старшие, на вид колючие мальчишки, разглядывают звездное небо в телескоп и помогают находить для фотоколлекций Никитке удивительных бабочек и жуков, которые встречаются лишь здесь, как они учились быть среди нас.

И я убеждалась, что для Центра «Анастасия» чужих детей не бывает, понимала, что решение взять этих ребят с собой было оправданным. Ребята подружились. Мудрецы говорят, что самое главное — напитать душу ребенка добром… И мы старались.

Наталья Николаевна Рыкова , руководитель проекта «Альбатрос»

Из разговора с Надеждой Ивановной (директор Детского дома № 6) мы поняли, что  Детскому дому предстоит ремонт, что воспитателей надо отпускать в отпуск, младшие дети поедут в лагерь, а тех, кому больше 14, в лагерь не берут… Мы взяли их в наш лагерь на Аркаим. О том, что с нами едут воспитанники детских домов, знали только взрослые. Пусть будет, как сложится, решили мы.

Первый день мальчишки держались отдельной стайкой или прятались в палатке. Здесь был их микромир, привычный. И главный дирижер в нем -Колька (Николай Серов, 17 лет). На любое обращение он вставал в какую-то оборонительную стойку. Мы подумали, что объединить ребят поможет игра и вечерний костер.

Вот Полинка скребется к ним в палатку: «Женя, Саша, Коля, пойдемте играть, нам мальчишек не хватает». Коля начинает считалку. И уже понятно что «галить» достанется девочкам, а им не хочется. И тут Коля прерывает считалку и говорит: «Я «галю». Быть может, мелочь, но эта уступка очень важна, потому что девочки, потому что младшие, просто потому, что я сам так решил.

Третий день жизни в лагере. Дежурство на кухне в походных условиях — необходимость. Это можно делать дружно и весело, как команда Лешки. Колька несколько раз прошагал мимо, поглядывая в сторону кухни, «бурча», что завтра дежурят они. А назавтра в обед к дежурству припоздал. Ребята убрали всю посуду, и остались две большие кастрюли. Колька не знал, как к ним подступиться (в Детском доме посуду моют кухонные работники) и думал, как бы это дело перепоручить кому-то, но все уже приняли посильное участие в дежурстве.

Я подошла к Николаю: «Ты знаешь, я всегда вспоминаю сказку «Федорино горе», и еще то, что было в этой кастрюле: суп, который так понравился ребятам; салат, и огурцы в нем почему-то пахли арбузной свежестью, когда их резали. Горячая вода здесь, холодная проточная под краном. Вот губка и моющее средство». Кастрюли Колька вымыл так, что они приятно поскрипывали от чистоты, когда проводишь по поверхности.

Игровым полем нам служила степь, широко раскинувшаяся и еще зеленая, трава низкая не успела выгореть. Мальчишки играли в мяч. На кухне дежурила другая группа ребят, и им предстояло мытье посуды. Я говорила Алешке, как вчера хорошо вымыл кастрюли Коля. В это время мяч подкатился близко к нам, и за ним подбежал Николай. Он слышал мою похвалу в свой адрес, как-то задержался с мячом. Я поняла, что ему приятно когда его хвалят, просто бывает это, видимо, не часто.

Сегодня мы строим мосты. Это очень объединяет ребят. Две группы ребят, каждая строит половину моста. Задача — половинки должны стать единым целым по окончании строительства, совпасть по высоте, ширине, оформлению. Мост может быть через реку, автотрассу, железнодорожное полотно, с пешеходным переходом, крытый, охраняемый. На строительство отводится 30 минут. Трижды могут группы задать вопрос друг другу с помощью ведущего и получить необходимую информацию. Вы бы видели, как строила мост группа, в которой взял на себя роль организатора Коля. Он успевал услышать каждого, проговорить свою точку зрения, распределить работу между ребятами, и сам все что-то придумывал, вырезал, клеил, скреплял. Хороший получился мост! Коля впервые разрешил себя сфотографировать с ребятами у моста.

Все чаще мальчишки подходили к информационной доске, которая «Путевкой дня» вещала о событиях предстоящих, поздравляла, отмечала приглашала. «Веревочный курс-как это, я не понимаю?, — подбежал взъерошенный Колька. Он ощутил вкус ребячьего признания, и хотел вновь испытать это чувство. Уже без напряжения он включался в командную работу и находил интересные решения. Он уже не подсмеивался над Никиткой и не называл его «ботаником». Мальчишки находили бабочек, жуков, гусениц фотографировали для исследовательской работы. Вставали до подъема, чтобы записать голоса птиц. Наблюдали за повадками сусликов, которых здесь не счесть. Вот суслик нырнул в норку. Ребята рядком уселись в ожидании, когда он появится вновь. А суслик, тот или другой, выскакивал из норки сзади. Вот еще один и еще. Они объединялись и вдруг катились клубочком, играли. «Это — суслики-дети», — определяли мальчишки.

Небо ночью здесь темное-темное, какое-то глубокое, звезды яркие-яркие, хорошо видны даже невооруженным глазом, а в бинокль или подзорную трубу — вот здорово! И мы наводили и бинокль, и подзорную трубу, искали созвездия, рассказывали легенды, сидели у костра.

Так было и в последнюю ночь. Но вдруг налетел ветер, начался дождь с градом, и все это так быстро. Все укрылись в палатках. Колька с Борисом Александровичем (тренер) тушили костер, убирали еду, вещи, забытые в спешке у костра. Вскоре подошел автобус. Завтра домой!

В списках участников сплава среди детдомовских ребят значился Коля. Мы понимали, что на сплаве свои сложности, палаточный лагерь каждый день на новом месте, утром вставать нужно быстро, да и на весла налегать придется. Как «включить» во все это ребят, в том числе Кольку? И мы торжественно вручили ему рожок, похожий на фонарик, и наделили его правом объявлять подъем и отбой по лагерю. Мы угадали. Кольке понравилась как сама задача всех поднять и уложить, так и сигнальный рожок, с которым он просто не расставался. Оставили ему на память. Колька получил специальный приз «За преодоление!».

Возможно,этого не заметили дети, но мы видели, какая внутренняя работа происходила на столь коротком временном отрезке. Не просто принять в себя, то новое, что не было знакомо прежде. Он открывал себя сам, и эти маленькие открытия ему нравились.

В последнюю костровую ночь Коля и мальчишки подошли ко мне и заявили: «Мы едем с вами в «Три медведя»! «Вам сказала об этом Надежда Ивановна?», — спросила я. «Нет, мы сами решили». А Саша Рассяев добавил: «Наталья Николаевна, вам бы своих детей я доверил».
И потому будут новые встречи и новые проекты!

Кокчиева Радмила Владимировна, завуч по воспитательной работе
(Детский дом № 6)

С Центром «Анастасия» мы сотрудничаем не первый год. В проекте «Альбатрос» приняли участие сложные старшие ребята. При отборе руководствовались только их желанием. И теперь они понимают, что для них это был «счастливый случай». Вряд ли такая возможность представилась им без этого проекта.

Сашу Рассяева мы проводили в армию. Коля Серов продолжает учебу в профессиональном училище по специальности дизайн внутренней отделки,  живет в общежитии. Педагоги отмечают, что умеет организовать других ребят, помогает куратору группы, избран командиром группы. Мальчишка чистоплотен, в любом деле есть стремление к результату.

В лагере «Три медведя» был мой сын Геворк. Приехал полон впечатлений, всем дома и в школе показывал фотографии и видеофильмы, строит планы на будущий год.

Я словно побывала с ребятами и на Аркаиме, и на Сплаве, и в лагере «Три медведя». Замечательный проект. Спасибо всем, благодаря кому он состоялся!

Горшков Сергей, руководитель пресс-центра, участник проекта

x_358b91a3Журналисты, фотокорреспонденты — они должны быть вездесущими и неравнодушными. Тогда их работа наполняется особым творческим дыханием и хочется еще раз взглянуть в глаза мальчугану вон на той фотографии или посмотреть фильм с твоим участием, еще лучше — показать его друзьям. И потому мы стараемся, чтобы каждый мог иметь фото и видео о тех событиях, которые дороги, и которые хочется дольше сохранить в памяти.

В работе пресс-центра принимают участие и «новички». Говорят, «аппетит приходит во время еды». И некоторые увлекаются серьезно, намерены поступать в соответствующие высшие учебные заведения.

Мне же интересно помогать ребятам постичь то, чему я научился сам. Работа не простая, но творческая. Участие в проекте предоставило нам такую возможность.

Дарья Самонова, вожатая

За такую короткую смену я поняла много: в жизни так надо расставить акценты, что не все крутится вокруг денег, должно быть и то, что греет душу; что важно, умею ли я учиться и отдыхать, где черпаю силы и каково мое информационное поле; как соотносятся мои способности, возможности, мои ресурсы и мои жизненные цели.

Я увидела Алену такой, какой я прежде ее не знала, хотя мы дружим давно. Теперь для меня иным смыслом наполнилась фраза «моя малая родина».

С чего начинается утро:
С шепота солнца или ночи?
С чего начинается радость:
С улыбки или грусти?
Когда рождается Человек:
В день его рожденья или тогда,
Когда впервые преодолел трудность?

Алена Грязных, вожатая

Мир, в котором я живу, называется мечтой!

Уже несколько лет я являюсь журналистом газеты «Шаг за шагом» Центра «Анастасия». В лагерь «Три медведя» приезжала ребенком. Попробовать себя в роли вожатой очень хотелось. По окончании смены я почувствовала себя взрослой и поняла ту меру ответственности, которую берут на себя педагоги. Я, как промокашка, впитывала в себя все то, что незримо присутствовало в каждом прожитом дне и помогало нам становиться лучше в сравнении с нами вчерашними. Какая это тонкая работа!

Я поняла, что не надо ребенка «воспитывать», надо с ним сотрудничать.

И я уверена — возможно все! Если я умею мечтать — я могу сделать!

Моей светлой мечте
Прокричала я вслед:
«Голубая, постой, не спеши.
Что же будет, скажи, через тысячу лет?»
И она мне ответила: «Жизнь!»

Вот и завершился проект, участниками которого были мы с вами. Мы благодарим вас за то, что не отступили, задуманное претворили в жизнь. Мы верим, что проект помог вам поверить в свои силы!