Воспитание счастьем, или Счастье воспитания

У любого потока свои родники.
Если нет истока, нет и реки.

Эта страна не отмечена на карте, и сюда не идут поезда. Но здесь живут «отчего?», «почему?» и «можно я попробую сам?»

Идея Центра родилась из тревоги за детей и внуков– как сохранить их души? И еще из желания творить. Подумалось– а если объединиться и воспитывать детей вместе с родителями, чтобы они росли в достаточно безопасном пространстве и имели возможность получения разностороннего опыта?

Право выбора, возможность самоопределения в жизни–это то, чего порой так не хватает многим из нас, особенно детям и подросткам. И так часто процесс взросления и самоутверждения происходит в уличной среде. В свободное от учебы время, особенно в каникулы и летом, подросток уходит в свой микросоциум–на улицу, и улица предлагает свои сюжеты. Когда ребенку плохо в семье, когда его не замечают, он уходит из семьи, не обязательно в прямом смысле слова, но личностно.

doc00063820141103133526_012doc00063820141103133526_015 Scan10050doc00063820141103133526_026  В самые трудные минуты люди объединяются вокруг детей. Пришло решение: нужно строить открытую систему, объединяющую детей и взрослых по принципу разновозрастного отряда, в котором постоянно вместе с детьми уточняются цели и первична задача построения личности, а коллектив–не средство, но следствие роста личности. При этом предстояло пройти по тончайшей грани равновесия между личностью и коллективом. И самое трудное–растить себя самому.

18 июня 1998 года наш Центр родился! В Центре «Анастасия» субъектом являются дети, родители, педагоги, самые разные люди, встреча с которыми может стать для ребенка событием. Механизмом создания воспитательного пространства становится «со–бытие» детей и взрослых, в основе которого лежит их совместная деятельность. В Центре «Анастасия» создана модель многоуровневого сотрудничества детей, родителей, педагогов.

Структура у нас довольно четкая. В Центре три команды: взрослая (основной взрослый актив– инструкторы по туризму, педагоги дополнительного образования, психолог, режиссер, методист, родители), детская (детско–подростковый актив) и вторая взрослая (специалисты,находящиеся в Центре не постоянно).

У нас нет жесткой иерархической структуры, но есть «Ступеньки личностного роста». Этот инструмент многогранен и многомерен; это не просто игра или инструкция, это целая система, причем живая и изменчивая, подверженная поворотам и возвращениям назад. Ступеньки не присваивают. Каждый, кто причисляет себя к Центру, оценивает себя сам и берет на себя в соответствии с самооценкой конкретный круг обязанностей. Степень зрелости человека определяется мерой ответственности, которую он готов взять на себя. И иногда взрослый по годам может оказаться маленьким по ответственности.

doc00063820141103133526_00354 doc00063820141103133526_013doc00063820141103133526_007

Дети учатся у взрослых в повседневной жизни, на занятиях по определенным программам. По запросам «анастасиевцев» проводятся обучающие занятия и тренинги или учеба вне Центра. Наказания за превышение своих возможностей отсутствуют. Взявшись за непосильное пока дело, ребенок или взрослый сам понимает, что переоценил себя, и за ним остается право попросить помощи и учебы. Опытные «анастасиевцы» помогут «дорасти». Если занижена самооценка, рядом окажутся люди, которые помогут поверить в себя. Необходимо создать ситуацию успеха, и человек поднимется по своей «лесенке» вверх. Ведь у каждого в жизни своя высота и важно на нее взойти!

Есть еще одна особенность: подросток сразу знакомится со смыслом всех ступеней–и детских, и взрослых. Нам представляется, что это дает ему обзор близких и далеких перспектив роста и понимание работы и уровня ответственности взрослых «анастасиевцев». Через это понимание ребенок легче принимает более широкие возможности взрослого. Процесс принятия решений помогает человеку вырастить себя.

Календарный год для нас делится на два условных периода: учебный год и лето. В учебном году продолжается учебный процесс как специально организованная деятельность. Только это не приобщение к академическому знанию (дисциплина, учебники, отметки), но усвоение (узнавание + реализация) законов, норм и правил общественного бытия. Все происходит в действительной жизни взрослых и детей, их реальной деятельности, отношениях, общении.

doc00065520141103140355_023doc00065520141103140355_022 doc00063720141103133335_005

В течение учебного года «анастасиевцы» обучаются соуправлению, социальному проектированию, организации досуговой деятельности, вожатскому мастерству, основам туризма, фотодела, видеосъемки, журналистики. Образовательный процесс строится как цепочка сборов (4–5 сессий в год).Каждая сессия–новая модель самоорганизации: выездной лагерь, профильная смена, сбор, конференция, семинар, акция «Дети–детям».

Ребенок и взрослый… Каждый из них–личность, которая способна проявлять человечность, но и требует к себе человеческого отношения. Взрослый влияет на детей главным образом и прежде всего своей личностью, примером своей индивидуальности. Дети влияют на взрослого богатством своих личностей, их своеобразной жаждой познания жизни в сочетании с романтизмом детства и ранней юности. Заинтересованное и грамотное восприятие «уроков» от детей повышает авторитет и результативность труда взрослых.

Ребенок, подросток нуждается во внимании с позиции диалога с ним как с личностью и в обществе, и в семье. Мы часто не понимаем, что ребенок не готовится к жизни– он уже живет. И он нуждается в том, чтобы с ним говорили о его проблемах, которые для него не менее актуальны, чем для взрослого свои. Надо слушать детей, выяснять чего они хотят. Все остальное–вопрос нашего профессионализма и его ресурса: начинается процесс сотворчества, когда ребенка постепенно «ведут» к его высоте.

doc00064320141103134603_015 doc00064320141103134603_012 doc00064320141103134603_010 35

Главная задача любого ребенка–явить себя миру, выстраивая вокруг себя различные системы взаимоотношений. При этом в своей социальной иерархии он должен подниматься все выше и выше, а значит, должен соответствовать определенным ценностям. Лишая человека ответственности, уберегая от сложных проблем, разве вырастишь мудрого? Зрелость, ответственность , талант не выдается с аттестатом об образовании. Они приходят в результате испытания человека жизнью. Как часто события внешкольной жизни играют в развитии человека, в выборе им пути большее значение, чем воспитательная работа в школе. Именно здесь, а не за партой, качественнее и гораздо быстрее вырабатываются ценностные ориентиры, умение взаимодействовать с разными людьми. И как важно научиться слушать и слышать, смотреть и видеть, уважать мир другого, его взгляды, позицию! Для этого нужна неустанная работа чувств. Разумное сочетание труда и отдыха, спорта и творчества развивает ребенка, уравновешивает его мышление и эмоции, помогает обогатиться опытом.

Свою деятельность мы выстраиваем как проектную, тогда обычные вещи наполняются смыслом. Проект–это удивительное соприкосновение с реальностью. Это хорошее «испытание общности», когда вдруг понимаем, что мы что–то можем в этом мире, что мы не одиноки с нашими идеями. Проектная работа–это способ почувствовать себя частью гармоничного целого. И важно задавать вопросы: «Что мы делаем? Зачем? Какова наша цель?» Мы учимся созидать! Проекты носят обучающий характер, способствуют повышению инициативы и самостоятельности самих воспитанников, побуждают их к активному действию.

P1550572 Рисунок10 P1260811 doc00063820141103133526_011

Многие проекты реализуются старшими «анастасиевцами». Взрослые выступают в роли консультантов и гарантов безопасности. Реализация проектов позволяет создать условия для широкого контакта с подростками в разноплановой деятельности, для подготовки их к ответственной и осмысленной жизни. Даже кратковременное пребывание в Центре « Анастасия» дает положительный заряд общения и пробуждает желание позитивной деятельности в дальнейшем.

Уже в ноябре-декабре «анастасиевцы» планируют свое участие в новых проектах, определяют для себя поле деятельности (помощник вожатого, инструктор по туризму, командир трудового отряда, фотограф, журналист, организатор досуговой деятельности, участник экспедиции, сплава, похода). Вожатые готовят «Портфель вожатого». Туристы продумывают маршруты походов и экспедиций, готовят снаряжение. Исходя из конкретно сложившегося состава, актив формирует дежурные команды, малые инициативные группы ( МИГи), принимает решение о возможности тех или иных дел, проектов. Идет набор в трудовые отряды, туристические группы, группы для участия в загородных лагерях, экспедициях, фестивалях, сборах, поездках в зависимости от наших возможностей (набор по желанию, свободный). Во всех делах участвуют педагоги, привлеченные специалисты, студенты-волонтеры, родители, бабушки и дедушки наших воспитанников. Чем больше детей с высокими ступенями, тем больше возможностей. В любом деле важна реальная самостоятельность детей на всех этапах: от проявления инициативы в замысле до его воплощения и самоанализа результатов.

doc00064120141103134040_010doc00064320141103134603_013  129P1080360

Родители наших воспитанников– люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга психологией, уровнем образованности, педагогической грамотности и подготовленности, но при всей широте различий их сближает осознание действительности:дети в нашем Центре живут единой семьей, в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, взаимопомощи и поддержки. Самое большое наше достижение– великолепная взрослая команда, чьи сердца, руки и умы помогают строить себя мальчишкам и девчонкам. И неважно какой ребенок пришел к нам, важно–какой уходит.

Ведь у каждого ребенка должен быть « любимый чердак его детства» и мудрый взрослый рядом. Он не яхтсмен, но он мальчишка, и должен увидеть парус; он не турист, но должен «испытать себя на тропе». Тогда вырастают настоящие мужчины, умеющие думать, принимать решения, брать ответственность на себя. И рядом с ними подрастут девочки, которые будут гордиться, станут верными женами, умеющими растить детей и беречь семейный очаг.

DSC05816SONY DSC

Центр «Анастасия» для детей и подростков–это разрядка накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитее творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям , вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Для профессионального содружества нашего Центра–это экзамен на человеческую мудрость и зрелость, ответственность за судьбы мальчишек и девчонок, которые приходят к нам. Они ждут от встречи с нами добра и понимания, уважения и справедливости, познания окружающего мира и осознания себя в этом мире, доброго мудрого совета взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таких контактах взрослых и детей происходит то, что ученые называют развитием человека.

DSC_0450DSC_0428doc00064320141103134603_001doc00065320141103135843_009

И мы уверены:где бы ни были наши воспитанники во взрослой жизни, они смогут состояться профессионально, создать семью, воспитать детей. Такие же ребята в свое время осваивали целину, строили БАМ… В наше время нет громких комсомольских строек, но мы умеем быть надежными, умеем мечтать и думать. Говорят: «Хорошо там, где нас нет». Я скажу: «Хорошо там, где мы есть».

Мы призываем к тому, что делаем сами для своих детей и внуков и вместе с ними. За эти годы мы поняли, что дополнительное образование не менее значимо, чем основное, оно помогает выжить в современном мире, делать общение живым и чувствовать, что удивительное рядом! Необходимо пространство для детской самореализации.

К сожалению, родителями быть не учат, но мы таковыми являемся. Со временем утрачиваются традиции семейного воспитания, и мы так мало говорим о семьях благополучных, счастливых.

P1640825doc00064320141103134603_005P1000546P1530988

Что же делать? Заняться воспитанием и начать с себя!

Имея в руках инструмент и накопленный опыт, мы задумались о Школе для счастливых родителей. Это наш новый проект! Присоединяйтесь!!!

Люди начинают учиться, когда нет готовых ответов ни в книгах, ни в их опыте. Мы формируем у воспитанников исследовательско–поисковое поведение. Процесс формирования личности происходит в совместной с педагогом творческой деятельности. Мы используем качественные информационные ресурсы. Подрастающему человеку уже сегодня необходимы знания, которые позволят не догонять, а опережать, которые дают возможность быть успешным в настоящее время и в перспективе. Необходимо также научить применять полученные знания в жизни.

doc00063820141103133526_02085

DSC_0363doc00065520141103140355_024

Перспективное образование =(Образование + Воспитание) * Развитие=                              Развивающее Образование + Развивающее Воспитание

Когда в каждом прожитом дне наступает понимание, какой я сегодня, что хочу изменить и как, какова цель моих изменений. У подростков расширяются горизонты, изменяется качество жизни, происходит принятие себя, открытие доступа к себе. Я уникален, не лучше и не хуже, я другой. Происходит оценка возможностей и способностей: « Если я знаю, что не хватает знаний – я их доберу. Какие ресурсы мне помогут в развитии?» Учимся брать ответственность на себя и расставлять приоритеты. Формируется социально зрелая личность, которая осознает: « то, что я хочу, если ставлю цель, могу исполнить».

Ни один год своей жизни не могу назвать потерянным. Каждый приближал меня к себе самой сегодняшней. Жизненное кредо является символом веры, стойкости убеждений человека. «Кредо – означает «верю». Во что верю я? В Сказку, ведь в ней все как в жизни. «Всякая сказка – добрым людям подсказка». И жизнь так прекрасна и удивительна, если научишься жить!

doc00065020141103135249_002 Scan10086
DSC_5989doc00063920141103133810_003

Воспитание счастьем, или Счастье воспитания: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>